Изумруд. Краткая Информация
Изумруд является самой ценной разновидностью берилла. Использование изумрудов в ювелирных изделиях и предметах личного украшения насчитывает более двух тысяч лет. Месторождения изумрудов известны в Северной и Южной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии.
Однако среди всех источников изумрудов ни один не почитается так высоко, как Колумбия.

Факторы качества изумруда
Формирование изумруда требует необычных геологических условий, что делает его более хрупким по сравнению со многими другими драгоценными камнями. Стремление обладать ювелирными изумрудами уходит корнями в глубокую древность. Изумруд всегда восхищал своим характерным ярким зелёным цветом с лёгким голубоватым (slightly bluish green) оттенком.
Из-за особенностей формирования и методов добычи, используемых для его извлечения из земли, изумруд склонен к наличию трещин и микротрещин, что может снижать его прозрачность. На самом деле, наличие включений в изумруде считается нормой, а образцы с высокой чистотой — редкость.
Для многих изумруд ассоциируется с насыщенным зелёным (green) цветом.
Однако на практике встречается целый спектр модифицированных зелёных (green) оттенков. Какой из этих цветов считается наиболее ценным — вопрос, вызывающий споры среди участников рынка. Идеальный цвет изумруда описывается GIA как «яркий зелёный с лёгким голубоватым оттенком» (vivid, slightly bluish green), хотя нередко встречаются экземпляры чисто зелёного (pure green) или с незначительным желтоватым (slightly yellowish green) оттенком. Чисто зелёный (pure green) цвет считается самым редким, в то время как изумруды с жёлтым модификатором обычно менее желанны.
Тем не менее, в правильном контексте именно насыщенность и качество цвета определяют, является ли изумруд действительно ценным.
Лёгкий жёлтоватый (slightly yellowish) оттенок оказывает незначительное влияние на стоимость яркого и насыщенного по цвету камня. Например, считается, что некоторые камни из Музо демонстрируют очень слабый жёлто-зелёный (yellowish green) оттенок.
Во многих торговых кругах существует строгое требование к тону изумруда: если он не среднего или более тёмного тона, многие дилеры не признают его изумрудом, а классифицируют как зелёный берилл (green beryl).
Хотя это может показаться разумным с практической точки зрения, некоторые крупные лаборатории предпочитают классифицировать разновидность берилла по окрашивающему элементу.
Американская геммологическая лаборатория (American Gemological Laboratories) в Нью-Йорке признаёт любой зелёный берилл, окрашенный хромом и/или ванадием, изумрудом, независимо от тона. Почти все изумруды содержат железо в виде примеси, однако его количество может варьироваться от одного месторождения к другому.
Разновидность берилла, зелёный (green) цвет которого обусловлен исключительно железом, называется зелёным бериллом (green beryl).
Месторождения и стоимость
Так же, как это наблюдается на рынках рубинов и сапфиров, происхождение изумруда может существенно влиять на его стоимость. Определение месторождения изумруда может быть важным для точной оценки его ценности. Хотя основными факторами стоимости остаются характеристики качества, происхождение также может играть значительную роль.
Самое раннее задокументированное месторождение изумрудов — это копи Клеопатры в Египте. Считается, что они были единственным источником изумрудов, известным Древнему Египту и Древнему Риму. К другим ранним источникам относят современные Пакистан и Австрию, хотя ни одно из них не является коммерчески значимым.
Современное представление геммологического сообщества о том, каким должен быть действительно высококачественный изумруд, связано только с одним источником — Колумбией. Испанские завоеватели изменили ход добычи изумрудов после прибытия в Новый Свет примерно в XVI веке. Колумбия быстро получила репутацию ведущего месторождения изумрудов в мире — и с тех пор этот статус остаётся неизменным.
В геммологической торговле термин «колумбийский изумруд» аналогичен выражению «бирманский рубин». Ценность представляет не только сам камень, но и история и легенды, связанные с ним. И, как и у бирманского рубина, у колумбийского изумруда имеются физические особенности, не встречающиеся у камней из других источников. Как отметил Роланд Шлюссель из Pillar & Stone International: «Дело не только в цвете, но и в дополнительной насыщенности цвета и особой яркости, вызванной флуоресценцией, которая характерна для колумбийских изумрудов и отсутствует у других, хотя некоторые камни из Панджшера (Афганистан) приближаются к ним».
Среди месторождений в Колумбии исторически наиболее значимыми считаются Музо, Коскез и Чивор, в то время как Ла Пита — относительно новое месторождение — было особенно продуктивным в начале 2000-х годов.
На сегодняшний день месторождения изумрудов ювелирного качества существуют в ряде стран мира.
Среди них: Бразилия, Замбия, Мозамбик, Нигерия, Зимбабве, Танзания, Китай, Афганистан, Индия, Пакистан, Россия, Австралия и США (Северная Каролина).
Однако основная часть изумрудов, используемых в ювелирной промышленности, поступает из Колумбии и Замбии.
Несмотря на такой объём добычи, по значимости происхождения Замбия заметно уступает Колумбии на современном рынке.
В Замбии изумруды добываются по меньшей мере с 1970-х годов. В настоящее время изумрудное месторождение Kagem, управляемое компанией Gemfields, обеспечивает значительную часть мирового объёма коммерческого и хорошего по качеству материала.
Это не означает, что в Замбии не добываются высококачественные камни — такие камни действительно существуют.
Однако даже самые лучшие из них продаются с дисконтом по сравнению с лучшими колумбийскими камнями. Это следует учитывать в контексте: дилеры сообщают, что для категорий «выше среднего и выше» спрос на материал не из Колумбии крайне низок.

Замбийские изумруды привлекают покупателей благодаря своей, как правило, более высокой чистоте, но материал также может быть чрезмерно тёмным. Это особенно заметно в камнях большого размера. В высоких категориях качества изумруды из этого региона обычно оцениваются как более доступные по цене, чем изумруды из Колумбии.
Бразилия также производит большой объём изумрудов. Дилеры сообщают, что основная часть этого рынка ограничена коммерческими сортами. Среди покупателей, заинтересованных в камнях высокого качества, запросы на бразильские изумруды крайне редки. Однако в Бразилии действительно производятся красивые камни. С экономической точки зрения Бразилия занимает третье место после Колумбии и Замбии. Поскольку большинство добычи относится к коммерческому качеству, небольшие камни в основном обрабатываются в виде калиброванных вставок. Это ранжирование применимо и к степени желательности: большинство опрошенных дилеров согласились с такой оценкой.
Тем не менее, следует помнить, что любое месторождение может давать как высококачественные камни, так и низкосортный или вовсе неювелирный материал. Экономическая ценность определяется объёмом добываемых камней ювелирного качества.
И здесь Колумбия снова имеет преимущество, так как считается, что у неё выше доля ювелирного материала в общем объёме добычи.
Один из опрошенных дилеров отметил: «Большинство клиентов просят колумбийские изумруды, а некоторые принимают только колумбийское происхождение. Замбийские камни идут с большим отставанием, и крайне редко клиенты спрашивают об изумрудах из Бразилии — что жаль, ведь там действительно много красивых камней».
Колумбийские камни также стоят дороже остальных. Это означает, что лучшие замбийские и бразильские камни имеют более конкурентоспособные цены, что может быть весомым преимуществом для покупателей, ищущих качественные, но более доступные по цене изумруды.
Определение географического происхождения считается экспертным мнением и может различаться от одной лаборатории к другой. Нередки случаи, когда дилеры получают разные заключения о стране происхождения одного и того же камня в разных лабораториях. Методы определения происхождения и сбора данных до сих пор остаются предметом обсуждения среди исследователей-геммологов. Дилеры по-прежнему считают это проблемой, поскольку расхождения в отчётах приходится объяснять покупателям, чтобы избежать путаницы.
Кроме того, не все изумруды, продаваемые как колумбийские, на самом деле происходят из Колумбии. Происхождение нередко ошибочно приписывается по визуальным признакам, а не по фактам. В результате, ценообразование, основанное на происхождении, не всегда является столь же надёжным, как ценообразование, основанное на качестве. Наиболее важным фактором, определяющим стоимость, должно быть качество камня, поскольку именно оно напрямую связано с редкостью.
Облагораживание изумрудов
Несмотря на рост объёмов добычи, сырьё, подходящее для огранки прозрачных камней, остаётся исключительно редким.
Глобальный спрос значительно превышает предложение. В результате отрасль вынуждена прибегать к обработкам драгоценных камней, чтобы увеличить объёмы и попытаться удовлетворить спрос на камни определённого качества.
Наиболее распространённой и практичной формой обработки изумруда является улучшение прозрачности, широко известное как «пропитка маслом» (oiling). Этот способ известен с древних времён. Из-за характерных трещин и микротрещин прозрачность изумруда почти всегда нарушена. Исторически для маскировки трещин, достигающих поверхности, применялись различные масла, воски и смолы, чтобы улучшить прозрачность.
За последние десятилетия стали использовать как жидкие, так и затвердевающие полимеры. Обработка, направленная на повышение прозрачности, может существенно улучшить чистоту и прозрачность камня.

В отличие от термической обработки, пропитка маслом меняет внешний вид, но не структуру. Изумруд плохо переносит термическое воздействие. Радиационная обработка (для улучшения цвета) известна, но её результаты не впечатляют.
Также хорошо известно применение полимеров с красителями. Такая обработка должна обозначаться как окрашивание (dye), поскольку она значительно влияет на стоимость.
Также с середины 2000-х годов сообщалось об использовании полимеров для склеивания фрагментов берилла или низкосортных изумрудов с целью создания крупных заготовок и огранённых камней. Такие изделия считаются «композитными» (composite) и в торговле должны отчётливо отличаться от натуральных изумрудов.
В коммерческой практике важно определять, подвергался ли изумруд обработке, поскольку неулучшенный материал ювелирного качества встречается крайне редко. Его редкость приводит к очень высокой стоимости необработанных камней.
Большинство изумрудов на рынке Северной Америки и Европы имеют среднюю степень улучшения. Однако за последние несколько лет спрос на изумруды более высокого качества со степенью обработки «отсутствует» (none) или «незначительная» (minor) заметно возрос.
Разумеется, всегда есть покупатели, запрашивающие исключительно камни с заключением, в котором указано отсутствие обработки. Однако это может представлять проблему, поскольку до сих пор не существует единого подхода у ведущих лабораторий к количественной оценке степени улучшения изумрудов. Так например:
«Один и тот же камень можно отправить в четыре разные лаборатории — и получить четыре разных заключения.»
Факторы влияющие на цену изумрудов
Определить, что конкретный камень подвергался обработке, как правило, проще для геммолога или оценщика, чем с уверенностью установить, что он не подвергался никакому улучшению.
Оценка стоимости изумруда основывается на анализе цвета, чистоты, качества огранки, прозрачности и веса камня. Обработка может существенно повлиять на чистоту и прозрачность. Разница в цене между обработанным и необработанным изумрудом высокого (fine) и очень высокого (extra fine) качества может быть значительной.
В своей самой простой форме стоимость — это отражение редкости конкретного изумруда относительно общей массы изумрудов. Как и в случае с рубином, при обсуждении качества необходимо также учитывать размер.
Цена за карат может резко возрастать по мере увеличения веса камня.
Например, изумруд из Колумбии весом три карата и качества extra fine стоит значительно дороже за карат, чем аналогичный камень весом в один карат.
Точно так же аналогичный пятикаратный камень будет стоить существенно дороже за карат, чем трёхкаратный. В категориях upper fine и extra fine скачки цены за карат наблюдаются на каждом каратном уровне вплоть до 5,00 карат.
Надёжная оценка степени обработки также необходима для точного ценообразования. Два изумруда с одинаковыми характеристиками по цвету, чистоте и другим параметрам могут существенно различаться в цене, если один из них имеет незначительную (insignificant) степень обработки, а другой — среднюю (moderate).
С момента рецессии 2008 года цены на изумруды выросли. Однако эти увеличения не были столь резкими, как в случае с рубинами и сапфирами. Несмотря на замедление экономики Китая, оказавшее давление на цены сапфиров, стоимость изумрудов сохранила достигнутый уровень. Структура цен на изумруды высокого качества в настоящее время остаётся стабильной, однако ожидается дальнейший рост. По сообщениям, за последние два года в изумрудную отрасль Колумбии были сделаны значительные инвестиции. Эти средства направлялись как на модернизацию некоторых шахт, так и на расширение геологоразведки. Ожидается, что в ближайшие несколько лет Колумбия продемонстрирует заметный рост объёмов добычи.
Цены на изумруды, публикуемые в GemGuide, основаны на предположении о наличии умеренной (moderate) степени обработки.
Недавно один из авторов (Робертсон) получил возможность изучить несколько колумбийских изумрудов весом от 3,00 до 3,99 карата, к которым прилагались отчёты лаборатории AGL, указывающие на незначительное (insignificant) улучшение. Камни были оценены как extra fine по системе GemGuide и предлагались по цене 12 500 и 14 250 долларов США за карат.
Текущий ценовой диапазон GemGuide для изумрудов категории extra fine весом 3,00–3,99 карата составляет от 5 500 до 8 500 долларов за карат. Этот ценовой премиум увеличивается с ростом размера камня.
Больше о ценах на цветные драгоценные камни в разделе Индекс цен на драгоценные камни
Информация об услуге оценки стоимости камня в разделе Оценка стоимости цветных драгоценных камней






