Выращенные бриллианты. Перспективы отрасли
Цены на лабораторно выращенные бриллианты упадут в 2025 году, поскольку рынок проходит “этап переосмысления”
Несмотря на значительный рост цен на цветные драгоценные камни за последние пару лет, цены на бриллианты, напротив, снизились.
Цены падают как на природные бриллианты, так и на лабораторно выращенные алмазы (LGD), причем стоимость последних резко снизилась, составляя теперь лишь небольшую долю от цены сопоставимых добытых алмазов.
Тем временем, доля рынка LGD продолжала расти в прошлом году, и в какой-то момент летом объем продаж незакрепленных камней достиг примерно 50% в ювелирных магазинах США.
Хотя потребители купили на 50% больше ювелирных изделий с лабораторно выращенными алмазами в 2023 году по сравнению с предыдущим годом, общие расходы на эти изделия увеличились всего на 16%, согласно данным рыночного аналитика Эдана Голана. «Рост расходов на LGD замедляется с каждым годом», — сказал он в интервью GemGuide.
Снижение цен и маржинальности для производителей оказало заметное влияние на рынок. В октябре компания WD Lab Grown Diamonds, которую аналитик Пол Зимниски назвал вторым по величине производителем в США, подала заявление о банкротстве, ссылаясь на падение цен и конкуренцию со стороны производителей с Востока. (Месяц спустя компания перезапустилась под названием WD Advanced Materials, сосредоточившись на технических применениях алмазов.)
Зимниски отметил, что, хотя сложно предсказать, будут ли в 2024-25 годах новые банкротства, закрытия или реорганизации, вероятнее всего, на мировом рынке произойдет консолидация.
Он добавил, что, несмотря на период, когда лабораторно выращенные бриллианты воспринимались как мода или новинка, они скоро достигнут стадии зрелости, когда этот эффект новизны исчезнет.
«Посмотрите на искусственно созданные рубины, изумруды, сапфиры… Никто уже ими не восхищается.
Можно пойти в Kay Jewelers и купить красивый 1-каратный сапфир за $75, и они доступны уже десятилетиями, и это сегодня никого не волнует. Я думаю, мы движемся в том же направлении с лабораторно выращенными бриллиантами. Не знаю, когда мы достигнем этого момента — через шесть месяцев, год или пять лет.»
Зимниски отметил, что такие крупные компании, как Walmart, продающие лабораторно выращенные бриллианты, свидетельствуют о том, что они начинают достигать стадии зрелости.
Pandora и Swarovski — еще две крупные компании, активно участвующие в этом рынке.
Эдан Голан, в свою очередь, считает, что рынок лабораторно выращенных бриллиантов уже прошел фазу быстрого роста и достиг в США стадии зрелости в 2023 году, что означает, что отрасли придется найти новые пути развития, чтобы продолжать расти на рынке драгоценных камней.
Может ли наконец-то стабилизироваться цена на синтетические бриллианты?
Зимниски отметил, что, по его словам, производители лабораторно выращенных алмазов в Индии сообщили, что производственные затраты все еще остаются достаточно низкими по сравнению с розничными ценами. По этой причине он считает, что оптовый рынок быстрее отрегулирует цены, в то время как розничные продавцы будут стараться сохранять свою маржу как можно дольше.
Он подчеркнул, что трудно предсказать, достигнут ли цены своего дна в этом году, и добавил, что это вопрос того, как долго розничные продавцы смогут удерживать большую маржу и как долго потребители будут готовы платить тысячи долларов за продукт, который в конечном итоге, скорее всего, будет продаваться за сотни долларов.
Голан отметил, что в 2023 году цены на ювелирные изделия с лабораторно выращенными алмазами снизились более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом.
В то же время розничные продавцы увеличили свою валовую маржу на таких изделиях, которая теперь составляет “более 60%.”
Это означает доходность значительно выше традиционного уровня — около 150%.
“Если маркетинг лабораторно выращенных алмазов основывается на идее доступной альтернативы, потребители будут требовать еще более низкие цены, и розничные продавцы смогут легко их снизить. Более того, потребители заставят снизить цены и оптовый рынок.”
Также он добавил, что этого могут предотвратить только два фактора: изменение позиционирования лабораторно выращенных алмазов или переход к модели наценки на основе себестоимости.
Насколько большим может стать рынок искусственных бриллиантов в текущем году?
В прошлом году лабораторно выращенные алмазы (LGD) составили около 10% от объема продаж ювелирных изделий с бриллиантами в розничных магазинах США, что является значительным увеличением по сравнению с долей рынка в 1,5% в 2019 году, отметил Голан.
“LGD — это продукт, который привлекает миллениалов, поколение, которое меньше подвергалось влиянию маркетинговых кампаний De Beers и не столь обеспокоено подлинностью продукта, сколько его ценой”, — сказал он в интервью GemGuide. “Пока миллениалы делают предложения и вступают в брак, доля рынка LGD будет продолжать расти, поскольку свадебные покупки являются основным двигателем продаж бриллиантов.”
С учетом этого, Голан ожидает дальнейшего роста доли LGD на рынке США, особенно если потребители продолжат считать, что экономика находится в плачевном состоянии.
С другой стороны, он отметил, что многие ритейлеры, продающие ювелирные изделия с LGD, “пересматривают свою стратегию”.
“Некоторые видят снижение средней стоимости транзакций и испытывают трудности с увеличением объема продаж для компенсации потерь доходов. Другие обеспокоены своей репутацией как люксового ритейлера через пять лет, поскольку товары с LGD, которые они продают сегодня, будут стоить значительно меньше через несколько лет, что подрывает восприятие их брендов клиентами.”
Зимниский слышал похожие истории от розничных продавцов в США, которые отмечают, что при текущих низких ценах на LGD они, вероятно, вернутся к продаже натуральных бриллиантов ради сохранения своей прибыли.
По оценкам Зимниского это может стать значительным сдвигом на рынке LGD, учитывая, что на США приходится около 75%-80% мирового рынка LGD.
“Я думаю, что в некоторых развивающихся рынках, таких как Китай или Индия, существует огромный потенциал для продажи этого продукта. Вопрос только в том, сколько времени это займет и какие культурные барьеры могут возникнуть на пути к интересу покупателей? Но я считаю, что следующий большой этап роста для этой отрасли произойдет за пределами США.”
Какие перспективы Рынка Лабораторно Выращенных бриллиантов (LGD)?
Как указали оба рыночных аналитика, рынок LGD должен найти способ переосмыслить себя, чтобы продолжить рост.
Зимниски считает, что времена легких денег, когда продавались простые кольца с одиночными камнями LGD, под предлогом их выгодности по сравнению с натуральными алмазами, уже прошли. Следующим этапом, по его мнению, может стать использование LGD вместо таких имитаций алмазов, как муассанит, кубический цирконий, белый сапфир и другие.
Голан, в свою очередь, заявил: «Чтобы выжить, LGD нужно выйти за пределы парадигмы ‘то же самое, но дешевле’, в которой он находится сейчас, и позиционировать синтетические бриллианты как уникальный продукт, за который потребители будут готовы платить больше. Это поможет защитить цены и повысить интерес к продукту.»
Он добавил, что хотя на данный момент большая часть продаж LGD приходится на кольца и серьги, в следующем году можно ожидать появления LGD в других категориях ювелирных изделий, таких как браслеты и ожерелья, а при дальнейшем снижении цен – даже в других потребительских товарах, таких как сумки, брелоки или оправы для очков.
Главная проблема выращенных бриллиантов
На саммите NAJ, конференции оценщиков ювелирных изделий, проходившей в июне в Бирмингеме, Великобритания, состоялась оживлённая заключительная панельная дискуссия на тему искусственно выращенных бриллиантов (LGD).
В числе участников панели были Говард Левин, управляющий директор компании Diamnet (Великобритания), которая занимается продажей как природных, так и искусственно выращенных алмазов; Лиза Левинсон, глава британского отделения Совета по природным алмазам; Джоанна Парк-Тонкс, президент Международной ассоциации выращенных алмазов; и Гаэтано Кавальери, президент CIBJO.
После того как каждый из участников панели кратко изложил свою позицию, началась дискуссия. Несмотря на некоторые разногласия, обсуждение велось вежливо, даже с учетом совершенно противоположных точек зрения. В конце дискуссии прозвучало несколько вопросов из зала. Джоанна Парк-Тонкс представила свою точку зрения, пытаясь убедить аудиторию в том, что искусственно выращенные бриллианты являются предметом роскоши, но эта позиция не нашла отклика у присутствующих.
Я задал ей прямой вопрос: если разница в цене природных алмазов основана на их редкости, то почему искусственно выращенные алмазы также оцениваются по такому принципу, когда разницы в редкости между LGD различных категорий нет? Она попыталась связать ценообразование LGD с затратами на материалы для рисования и работу художников, но эта аргументация не убедила аудиторию.
Я действительно не слышал никакого убедительного объяснения различий. Конечно, более низкое качество будет оцениваться иначе, чем более высокое, но компания De Beers успешно объединяет две категории качества и это работает для них.
Еще один участник аудитории подверг сомнению представление о роскоши.
Джонатан Соломонс, партнер компании Solomons & Rose LTD, процитировал исследовательскую работу, которую он написал, под названием «Великий алмазный спор: природные vs. синтетические, восприятие потребителей и ценность».
В этой обширной, хорошо исследованной 40-страничной работе он освещает широкий круг тем и приводит результаты нескольких опросов потребителей и участников рынка.
Одной из тем, которую он поднял, была проблема отсутствия агентской наценки для т.н. “перекупа”.
Предметы роскоши всегда имеют агентскую наценку, а искусственно выращенные алмазы (LGD) — нет.
Он провел опрос среди трех групп покупателей бриллиантов, включая онлайн-покупателей, независимых торговцев бриллиантами, ломбарды и ювелирные магазины на главных улицах.
Всего было опрошено 24 компании, которым предложили сделать предложение на бриллиант весом 1,01 карата категории F/VS1 природного происхождения с отчетом GIA и на искусственно выращенный бриллиант весом 1,01 карата категории F/VVS2 с отчетом IGI.
В то время как предложения на природный алмаз варьировались, тем не менее все компании сделали хоть какое-то предложение.
Однако в случае с искусственно выращенным алмазом 100% компаний отказались предложить какую либо сумму. Хотя некоторые компании, которые производят или продают LGD, могли бы сделать предложение, и оно было бы значительно ниже их себестоимости, которая и так низка.
Следовательно, его аргумент заключался в том, что LGD не являются предметами роскоши, так как не имеют ценности.
Я не хочу проявлять неуважение к мисс Парк-Тонкс, так как ее работа заключается в том, чтобы быть промоутером её продукта.
Она страстно отстаивала свою позицию и высказывания. Я уже говорил раньше, что не выступаю против LGD и действительно считаю, что они имеют свое место в индустрии.
Я лишь надеюсь, что индустрия станет более открытой, честной в отношении продукта и четко определит, что он собой представляет, а что нет.
Влияют ли Санкции против России на Рынок Лабораторно Выращенных бриллиантов (LGD)?
Недавно объявленные санкции G7 против российских алмазов включают запрет на импорт лабораторно выращенных алмазов с сентября, хотя Россия и не является значительным игроком на этом рынке.
Зимниски оценил, что доля России в глобальном производстве LGD составляет лишь низкий одноразрядный процент, уступая таким крупным производителям, как Китай, Индия и американской компании Diamond Foundry, которая сама по себе является большим производителем.
«Единственная причина, по которой они включили лабораторно выращенные алмазы в санкции, заключается в том, что они хотят обеспечить полную прозрачность, чтобы люди не импортировали алмазы любого типа из России.»
Таким образом, хотя санкции, вероятно, окажут некоторое влияние на рост цен на натуральные бриллианты в США в 2023 году, ожидается, что они не окажут значительного воздействия на рынок LGD.